Правительство в РФ внесло в Госдуму пакет законопроектов, направленных на обеспечение формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Предложенные кабмином поправки предполагают постепенный отказ от ведения трудовых книжек на бумажном носителе. Их должны заменить «сведения о трудовой деятельности», которые работники смогут предъявлять при приеме на работу наряду с трудовыми книжками.
Сведения о трудовой деятельности — это основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающая сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора), которая будет храниться в Пенсионном Фонде РФ. Предполагается, что каждый работодатель с 1 января 2021 года должен будет передавать в Фонд соответствующие сведения о работниках за период их работы с 1 января 2020 года ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем. А в случаях приема на работу и увольнения работника — не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения) или иного документа, являющегося основанием для оформления трудовых отношений. Форма представления работодателем сведений о трудовой деятельности в информационную систему ПФР должна быть утверждена Фондом по согласованию с Минтрудом России.
За неоднократное (2 и более раза в течение года) нарушение сроков предоставления сведений или предоставление неверных или неполных сведений устанавливается административная ответственность. Правда, только в виде предупреждения для должностных лиц.
В свою очередь, работник сможет получить сведения о трудовой деятельности одним из следующих способов:
— у работодателя по последнему месту работы — на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя);
— в МФЦ — на бумажном носителе;
— в ПФР — на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
— через Единый портал госуслуг — в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для получения указанных сведений у работодателя работнику будет необходимо подать заявление в письменном виде или направить его в порядке, установленном работодателем, на адрес электронной почты работодателя.
Сведения о трудовой деятельности работодатель будет обязан предоставлять работнику:
— в период работы — не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
— при увольнении — в день прекращения трудового договора; в случае невозможности выдать сведения о работе в день увольнения в связи с отсутствием работника на работе или отказом от их получения работодатель обязан направить работнику указанные сведения на бумажном носителе по почте заказным письмом с уведомлением.
Форму сведений о трудовой деятельности, предоставляемых работодателем работнику, и порядок ее заполнения должен будет утвердить Минтруд России по согласованию с ПФР.
За задержку выдачи сведений о трудовой деятельности, внесение в сведения неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работодатель несет такую же материальную ответственность, как и за задержку трудовой книжки.
В течение 2020 года работодатель должен подготовиться к введению данных изменений: предупредить о них в письменной форме работников, внести изменения в локальные нормативные акты и коллективные договоры, обеспечить техническую готовность к передаче сведений о трудовой деятельности в электронной форме в ПФР.
До 1 января 2021 года работники смогут обратиться к работодателю с письменным заявлением о продолжении ведения их трудовых книжек. Если это сделано не будет, работодатель выдаст работникам их трудовые книжки и будет освобожден от ответственности за их хранение.
Работникам, впервые поступающим на работу после 1 января 2021 года, трудовые книжки оформляться не будут.