Л.А. Тихомирова,
к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права
Казанского филиала ОУП ВО "АТ и СО"
Законодательные изменения, связанные с принятием необходимых мер в связи с коронавирусом (COVID-19), в том числе, охватили и сферу промышленной безопасности. Изменения касаются, прежде всего, переноса срока проведения проверок и продления срока действия некоторых разрешительных документов.
Однако, соответствующие нововведения касаются не всех видов проверки, не всех хозяйствующих субъектов и рассчитаны на определенный период действия.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны понимать, что указанное время предоставляется не для полного бездействия в части соблюдения требований в области промышленной безопасности, а для некоторого послабления отдельных элементов механизма государственного управления в сложный для страны период.
В связи с этим отметим, что никто требований в области промышленной безопасности не отменял. Они должны соблюдаться и реализовываться в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. И лишь на некоторые из них вводят так называемый мораторий.
В настоящей статьей проанализирован характер временных изменений, внесенных законодательными и правительственными актами, а также действия Ростехнадзора по их реализации.
Общий характер законодательных и правительственных изменений
Первая волна изменений последовала в марте 2020 года на основании Поручения Правительства РФ от 18.03.2020 N ММ-П36-1945, направленного на приостановление до 1 мая 2020 года проверок в отношении которых применяются положения
Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок.
Исключение составили:
- внеплановые проверки, основанием для проведение которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
- проверки, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
В частности, до 20 марта 2020 года федеральным органам исполнительной власти было поручено рассмотреть вопрос о приостановлении назначенных проверок.
В связи с чем, Алексей Алешин 18 марта 2020 года приостановил до 1 мая 2020 года назначения обозначенных в правительственном поручении проверок, о чем было проинформировано на сайте
http://www.gosnadzor.ru по состоянию на 26.03.2020.
Кроме того, актами федеральных органов исполнительной власти приостанавливался прием заявительных документов и переносились даты предоставления соответствующих государственных услуг (см., например, информацию Ростехнадзора, размещенную на
сайте 29.03.2020, 31.03.2020 года).
Вторая волна изменений последовала в апреле 2020 года, охватившая законы и подзаконные акты.
Так, 1 апреля 2020 года вступил в силу
Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в котором можно выделить следующие положения, касающиеся осуществления контрольно-надзорных мероприятий, в том числе, в области промышленной безопасности:
1) во-первых, изменения коснулись
статьи 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающей особенности организации и проведения в 2019-2020 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) во-вторых, законодателем Правительству РФ было делегировано право принимать следующие решения:
- решения, предусматривающие особенности организации и осуществления отдельных видов федерального государственного контроля (надзора);
- решения, предусматривающие особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, предусмотренных в том числе
Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов",
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Реализуя указанные законодательные положения Правительство РФ принимает:
-
Постановление от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступающее в силу с 14 апреля 2020 года;
-
Постановление от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", вступившее в силу с 6 апреля 2020 года.
Во исполнении обозначенных нормативных правовых актов Ростехнадзором на сайте размещается соответствующая информация и утверждается ряд документов. Для удобства посетителей сайта материалы, касающиеся работы Ростехнадзора в условиях борьбы с распространением COVID-19, собраны в едином тематическом разделе (
http://gosnadzor.ru/news/66/).
Рассмотрим указанные изменения подробнее.
Особенности организации и проведения в 2019-2020 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства
С 1 апреля 2020 года изменилась редакция
статьи 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающей особенности организации и проведения в 2019-2020 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сравнительно-правовой анализ редакций статьи 26.2 Федерального закона от 6.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Редакция статьи 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, действующая до 01.04.2020 года |
Редакция статьи 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, действующая с 01.04.2020 |
Статья 26.2. Особенности организации и проведения в 2019-2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства
1. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением:
1) плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
2) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;
4) плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) плановых проверок, проводимых в рамках:
а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
в) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
г) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
д) федерального государственного пробирного надзора.
2. Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона. |
Статья 26.2. Особенности организации и проведения в 2019-2020 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со о статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 год N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 1 апреля 2020 года, за исключением:
1) плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
2) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;
4) плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) плановых проверок, проводимых в рамках:
а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
в) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
г) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
д) федерального государственного пробирного надзора.
1.1. Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Проведение проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона. |
Что произошло?
Как видим, изменениями, вступившими в силу с 1 апреля 2020 года, расширены виды проверок и перечень субъектов, в отношении которых устанавливаются особенности организации и проведения проверок. Ранее
статья устанавливала только особенности проведения плановых проверок и только в отношении субъектов малого предпринимательства. С 1 апреля 2020 года в указанной
статье речь идет не только о плановых проверках (слово "плановые" было исключено из наименования статьи), и не только о субъектах малого предпринимательства (были включены субъекты среднего предпринимательства).
Итак, новая редакция
статьи 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ устанавливает:
1) особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в период с 1 января 2019 года по 1 апреля 2020 года (
ч. 1 ст. 26.2.).
2) особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года (
ч. 1.1 ст. 26.2.).
Проведение проверки с нарушением требований настоящей
статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с
ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Рассмотрим указанные особенности подробнее.
Особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в период с 1 января 2019 года по 1 апреля 2020 года (
ч. 1 ст. 26.2.).
Часть 1 статьи 26.2. Федерального закона N 294-фЗ устанавливает общее требование о том, что в период с 1 января 2019 года по 1 апреля 2020 года в отношении субъектом малого предпринимательства плановые проверки не проводятся. Указанное требование действует при одновременном соблюдении следующих условий:
- сведения о субъектах малого предпринимательства должны быть включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- данное требование не касается проверок, перечисленных в
подп. 1-5 части 1 статьи 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
При этом законодатель определяет следующие случаи проведения плановых проверок, на которые соответствующие требования не распространяются:
1) плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
2) плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с
частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
3) плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с
Федеральным законом от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных
частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;
4) плановые проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) плановые проверки, проводимые в рамках:
а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
в) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
г) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
д) федерального государственного пробирного надзора.
Особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года (
ч. 1.1 ст. 26.2.).
Часть 1.1. статьи 26.2 Федерального закон от 26.12.2002 N 294-ФЗ, вступившая в силу с 1 апреля 2020 года, закрепляет общее требование о том, что в период с 1 апреля 2020 года в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проверки не проводятся. При этом указанное требование действует при одновременном наличии следующих условий:
- сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства должны быть включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- данное требование не касается проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- иное не должно быть установлено Правительством РФ.
Сравнительно-правовой анализ требований ч. 1 и ч. 1.1. ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Основные отличия |
ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ |
ч. 1.1. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ |
Общее требование |
Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 1 апреля 2020 года |
Проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно |
Субъекты, в отношении которых данное требование устанавливается |
Субъекты малого предпринимательства,
сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства |
Субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства |
Виды проверок, охватываемые соответствующим требованием |
Плановые проверки |
Проверки |
Период действия соответствующего требования |
С 1 января 2019 года по 1 апреля 2020 года |
С 1 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года |
Исключения из общего требования (виды проверок, проводимых в отношении обозначенных субъектов) |
1) плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
2) плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
3) плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;
4) плановые проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) плановые проверки, проводимые в рамках:
а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
в) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
г) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
д) федерального государственного пробирного надзора. |
1) проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) иное может быть установлено Правительством РФ. |
Полномочия Правительства РФ в части принятия решений, предусматривающих особенности организации и осуществления отдельных видов федерального государственного контроля (надзора), и решений в части осуществления разрешительной деятельности
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", вступившем в силу с 1 апреля 2020 года, Правительству РФ было делегировано право принимать следующие решения:
1) решения, предусматривающие особенности организации и осуществления следующих видов федерального государственного контроля (надзора):
- видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения
Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- видов государственного контроля (надзора), указанных в
части 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ,
- видов государственного контроля (надзора), указанных в
части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
- проверок при осуществлении лицензионного контроля, предусмотренного
Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом Правительство РФ вправе устанавливать особенности в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок и иных мероприятий по контролю, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения проверок с органами прокуратуры, оснований завершения (отмены) проверок, приостановления проведения проверок, возможностей проведения мероприятий по контролю с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи.
2) решения, предусматривающие особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, предусмотренных следующими нормативными правовыми актами:
-
Воздушным кодексом Российской Федерации,
-
Градостроительным кодексом Российской Федерации,
-
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации",
-
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах",
-
Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации",
-
Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей",
-
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
-
Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции",
-
Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии",
-
Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов",
-
Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений",
-
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации",
-
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
-
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике",
-
Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи",
-
Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности",
-
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
-
Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств",
-
Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
-
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации",
-
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
-
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации",
-
Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 180-ФЗ "О биомедицинских клеточных продуктах".
При этом Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, в том числе:
а) установление права всех категорий лиц или отдельных категорий лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, срок действия которых истек, продолжать в течение определенного срока осуществление деятельности без получения новых лицензий или иных разрешений, переоформления таких лицензий или разрешений, продление срока их действия, а также без применения к указанным категориям лиц предусмотренной законом ответственности за осуществление деятельности без лицензии или иного разрешения;
б) определение случаев и порядка предоставления новых лицензий или иных разрешений взамен прекративших действие, возобновления действия, переоформления лицензий или иных разрешений, продления срока их действия без предусмотренных законодательством Российской Федерации процедур оценки соответствия соискателя лицензии или иного разрешения предъявляемым требованиям, без уплаты государственной пошлины или иной платы за их выдачу, без оплаты получения услуг, необходимых или обязательных для предоставления государственных услуг;
в) определение случаев, когда в отношении лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, носящие бессрочный характер, не применяются требование о прохождении ими периодических процедур оценки соответствия предъявляемым требованиям и установленные законом последствия непрохождения таких процедур либо изменение сроков (предоставление отсрочки) прохождения этих процедур, а также установление особенностей их проведения;
г) введение моратория на проведение квалификационного экзамена на конкретный срок, продление сроков действия квалификационных аттестатов, выданных по результатам ранее сданных квалификационных экзаменов, установление особенностей проведения и сдачи таких квалификационных экзаменов, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов, а также особенностей ведения реестра квалификационных аттестатов;
д) случаи и условия, когда профессиональная деятельность, в отношении которой должно быть получено разрешение, может осуществляться без получения такого разрешения.
Реализуя предоставленные законодателем полномочия, Правительство РФ принимает:
-
Постановление от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступающее в силу с 14 апреля 2020 года;
-
Постановление от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", вступившее в силу с 6 апреля 2020 года.
Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году
В соответствии с
ч. 1 ст. 17 Федерального закона" О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций",
ч. 1.1. ст. 26.2. Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации утверждает
Постановление от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438-ФЗ).
Указанное
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 вступает в силу с 14 апреля 2020 года, содержащее следующие важные положения.
Во-первых, указанным правительственным актом устанавливаются виды проверок, проводимых:
- в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,
- в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Во-вторых, определяются способы осуществления таких проверок.
В-третьих, определены переходные положения для проверок, которые не были назначены и которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 года.
В-четвертых, были дополнены основания для исключения проверки из ежегодного плана.
Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в отношении разных субъектов хозяйственной деятельности (сравнительно-правовой анализ требований Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 и ч. 1.1. ст. 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ)
Критерии соотношения |
Особенности осуществления государственного контроля, установленные ч. 1.1. ст. 26.2. ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства |
Особенности осуществления государственного контроля, установленные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента |
Особенности осуществления государственного контроля, установленные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438
в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
Правовые основы |
ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступающее в силу с 14 апреля 2020 года. |
п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступающее в силу с 14 апреля 2020 года; |
Субъекты хозяйственной деятельности, в отношении которых устанавливаются особенности осуществления государственного контроля (надзора) |
Субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, |
1. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
2. Некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) |
Иные юридические лица и индивидуальные предприниматели |
Виды государственного контроля, на которые распространяются соответствующие особенности осуществления государственного контроля |
Виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Сфера применения закона не охватывает виды государственного контроля, установленные частями 3 и 3.1. статьи 1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ
|
1. Виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2. Виды государственного контроля (надзора), указанные в части 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (за исключением налогового и валютного контроля).
3. Виды государственного контроля (надзора), указанные в части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. |
1. Виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2. Виды государственного контроля (надзора), указанные в части 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (за исключением налогового и валютного контроля).
3. Виды государственного контроля (надзора), указанные в части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. |
Виды проверок, проводимых в отношении указанных субъектов хозяйственной деятельности |
1. Проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Проверки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ. |
1. Внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
2. Внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.
3. Внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4. Внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1. части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования)).
5. Внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа).
6. Внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер. |
1. Внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
2. Внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.
3. Внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4. Внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1. части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования)).
5. Внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа).
6. Внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
7. Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). |
Способы осуществления проверок |
Статьей 26.2 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ способы осуществления проверок не определяются |
1. Проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
2. Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:
а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 Постановления Правительства от 03.04.2020 N 438
б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" п. 1 Постановления Правительства от 03.04.2020 N 438. |
1. Проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
2. Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:
а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 Постановления Правительства от 03.04.2020 N 438
б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" п. 1 Постановления Правительства от 03.04.2020 N 438. |
Период действия соответствующих требований |
С 1 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года |
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 указывается на 2020 год, сам правительственный акт вступает в силу с 14.04.2020 года. |
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 указывается на 2020 год, сам правительственный акт вступает в силу с 14.04.2020 года. |
Как видим, в 2020 году в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, плановые проверки проводиться не должны. Если указанные лица были включены в ежегодные планы проведения плановых проверок, решения об исключении их из ежегодных планов проведения плановых проверок принимаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу
Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 438 (вступает в силу указанный правительственный акт 14 апреля 2020 года).
Кроме того,
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 438 устанавливает следующие переходные положения:
- проверки, которые не были назначены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, назначению не подлежат, за исключением проверок, предусмотренных
пунктами 1 и
2 указанного Постановления Правительства РФ;
- проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438, за исключением проверок, предусмотренных
пунктами 1 и
2 указанного Постановления Правительства РФ.
Следует также указать на очень важную гарантию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, закрепленную в
п. 10 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438:
"Органам государственного контроля (надзора) при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в
подпункте "д" пункта 1 настоящего постановления".
При этом в
подп. "д" п. 1 Постановления Правительства РФ N 438 речь идет о предписании, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Сравнительно-правовой анализ редакций пункта 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, действующий в редакции до 14 апреля 2020 года
пункт 7 Правил, действующий в редакции до 14 апреля 2020 года |
пункт 7 Правил, действующий в редакции с 14 апреля 2020 года |
Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:
а) исключение проверки из ежегодного плана:
- в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке;
- в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения;
- в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора;
- в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;
- в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
- в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии - для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;
- в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
- в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным ч. 1 ст. 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе:
- в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- в связи с реорганизацией юридического лица;
- в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя;
в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. |
Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:
а) исключение проверки из ежегодного плана:
- в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке;
- в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения;
- в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора;
- в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;
- в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
- в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии - для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;
- в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
- в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным ч. 1 ст. 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
- в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным ч. 1.1. ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
- в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки;
- в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году;
б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе:
- в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- в связи с реорганизацией юридического лица;
- в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя;
в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. |
Особенности в отношении разрешительной деятельности в 2020 году
В соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Российской Федерации утверждает
Постановление от 03.04.2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году".
В части разрешительной деятельности в области промышленной безопасности можно выделить следующие положения.
А. Положения, установленные
п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440,
п. 15 приложения 2 к указанному постановлению.
В отношении аттестации экспертов в области промышленной безопасности (
п. 15 приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, принимается одно из следующих решений:
- при наступлении в период действия настоящего
постановления срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переаттестацию, с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует разрешение, - решение о переносе сроков прохождения данной процедуры на период до 12 месяцев;
- очередное подтверждение соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим считается пройденным. В данном случае срок следующего прохождения указанной процедуры определяется в соответствии с регулирующим его нормативным правовым актом, разрешение считается действующим.
Б. Положения, установленные
п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440.
Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестров разрешений, без принятия специальных решений (приказов) обеспечить внесение сведений о продлении действия разрешений, переоформлении разрешений, переносе сроков подтверждения соответствия в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления. В случае внесения сведений в реестр разрешений внесение изменений в разрешение на бумажном носителе не требуется.
В. Положения, установленные
п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440.
Выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также выездные проверочные мероприятия, необходимые для получения, переоформления, продления действия разрешений, проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи.
Г. Положения, установленные
п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в отношении вида деятельности, являющегося предметом лицензии, разрешения, регулируемого настоящим
постановлением, могут быть приняты следующие решения:
- о временном сокращении перечня лицензионных требований (требований применительно к деятельности, действиям, в отношении которых получено разрешение);
- о подаче и принятии заявлений и иных материалов для оформления разрешений, переоформления разрешений, продления действия разрешений, а также о временном порядке взаимодействия в электронном виде с заявителями.
Д. Положения, установленные
п. 6 и
7 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440.
Переоформление лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (
п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), по производству маркшейдерских работ (
п. 43 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (
п. 49 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (
п. 50 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") не требуется в следующих случаях:
- в случае изменения места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места осуществления лицензируемого вида деятельности или деятельности, в отношении которой выдано разрешение, связанного с переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации;
- в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения,
Е.
Приложение N 5 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440, устанавливающее следующие особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
- Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляются без переоформления соответствующих лицензий в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии.
- Эксплуатация опасных производственных объектов по решению руководителей (заместителей руководителей) организаций, эксплуатирующих их, либо руководителей обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях) осуществляется без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах до 1 июля 2020 г.
- После 1 июля 2020 г. экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
- Первичная аттестация в области промышленной безопасности проводится не позднее 3 месяцев с даты:
- назначения на соответствующую должность;
- перевода на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
- заключения трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
- Имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности продлевается и считается действующей до 1 октября 2020 г.
Реализация законодательных норм и правительственных актов Ростехнадзором
На основании вышеизложенных документов Ростехнадзором на
сайте размещается соответствующая информация и утверждается ряд документов, среди которых можно выделить следующие.
Наименование документа Ростехнадзора, дата его размещения и источник его публикации |
Содержание документа (выдержки из документа) |
Разъяснения Ростехнадзора по вопросам реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году",
дата размещения документа - 09.04.2020,
источник публикации - http://gosnadzor.ru/news/66/3072/ |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в целях защиты здоровья населения и предупреждения распространения коронавирусной инфекции во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации реализует с учётом своих полномочий комплекс мер по поддержке субъектов экономической деятельности. В рамках этой работы Ростехнадзор принял участие в подготовке Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (далее Постановление).
Постановлением установлены особенности регулирования деятельности в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в период с 3 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 г.
Мораторий на проведение очередной аттестации
Имеющиеся аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики - продлеваются и считаются действующими до 1 октября 2020 г.
До 31 декабря 2020 г. срок проведения первичной аттестации, исчисляемый со дня назначения на должность, увеличен с одного до трех месяцев.
В соответствии с Постановлением и приказом Ростехнадзора от 07.04.2020 N 148 (далее - приказ) сроки очередной аттестации экспертов в области промышленной безопасности, наступающие в 2020 г., продлеваются на три месяца.
Мораторий на переоформление отдельных видов лицензий
Постановлением на период до 31 декабря 2020 г. сокращены основания для переоформления лицензий: на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, I, II и III классов опасности; на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения; на деятельность по производству маркшейдерских работ; на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Эти лицензии не подлежат переоформлению в случаях, связанных:
- с переименованиями географических объектов, улиц, площадей или иных территорий, изменением нумерации зданий;
- с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Кроме того, до 31 декабря 2020 г. не подлежат переоформлению в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии: лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, I, II и III классов опасности; лицензии на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Документы лицензиатов, подпадающие под действие Постановления и находящиеся на рассмотрении в Ростехнадзоре, будут возвращены заявителям.
Мораторий на очередное декларирование безопасности гидротехнических сооружений
До 31 декабря 2020 г. эксплуатация гидротехнических сооружений может осуществляться без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими их организациями в Ростехнадзор декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы. Указанные положения не затрагивают вопросы разработки деклараций безопасности гидротехнических сооружений в составе проектной документации.
Постановление не запрещает предоставление декларации по инициативе собственника или эксплуатирующей организации.
Мораторий на проведение проверки знаний
Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках до 1 октября 2020 г. проводиться не будет.
Временное подключение энергоустановок без разрешения на допуск
Временный прием (подача) напряжения и мощности в ходе технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения до 31 декабря 2020 г. могут осуществляться без получения разрешения уполномоченного органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации.
Постановление не запрещает организациям обращаться за получением разрешения на допуск по собственной инициативе.
Экспертиза промышленной безопасности в дистанционном режиме
В период до 1 июля 2020 г. эксплуатация опасных производственных объектов может осуществляться без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений. Соответствующее решение должно быть принято руководителем (заместителем руководителя) эксплуатирующей организации, либо руководителем её обособленного структурного подразделения (филиала, представительства) - в случаях, если такие права предусмотрены положением о таком обособленном подразделении. Форма такого решения (письменная или электронный документ) определяется организацией самостоятельно. Лицо, принявшее решение, принимает на себя всю ответственность за безопасную эксплуатацию технических устройств, зданий и сооружений, в отношении которых экспертиза своевременно не проведена.
С 1 июля по 31 декабря допускается проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников эксплуатирующих организаций. Формы дистанционного взаимодействия определяются экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы. При проведении экспертизы с использованием средств дистанционного взаимодействия должны соблюдаться все требования, установленные действующим законодательством. |
Приказ Ростехнадзора от 07.04.2020 N 148 "О продлении срока действия удостоверений экспертов в области промышленной безопасности",
дата размещения документа - 09.04.2020,
источник публикации - (http://www.gosnadzor.ru/skv/razde/%D0%9F%D1%80-148%20%D0%BE%D1%82%2007.04.2020.pdf) |
Приказом установлено, что при наступлении в период действия постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной документации в 2020 году" срока очередной аттестации эксперта в области промышленной безопасности, установленного пунктом 22 Положения об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2015 N 509, указанный срок переносится на 3 месяца.
Кроме того, правовому управлению Ростехнадзора было поручено обеспечить внесение изменений в реестр экспертов в области промышленной безопасности в части сведений о дате окончания срока действия квалификационных удостоверений экспертов в области промышленной безопасности и продлении их действия в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа. |
Информация Ростехнадзора "Режим приостановки приема заявительных документов продлен",
дата размещения документа - 03.04.2020,
источник публикации - (http://www.gosnadzor.ru/news/64/3047/). |
Так, в целях наращивания усилий по снижению риска распространения коронавирусной инфекции, в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и введением режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации Ростехнадзором в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года был приостановлен прием заявительных документов и оказание государственных услуг с учетом установленного режима нерабочей недели.
С учетом продления периода нерабочих дней до 30 апреля включительно, режим простановки приема заявительных документов и оказание государственных услуг продлен до указанной даты.
Предоставление государственных услуг, срок оказания которых исчисляется в рабочих днях, с апреля переносится на май. Все заявительные документы и обязательная отчетность могут быть направлены в форме электронных документов, соответствующих установленным требованиям, либо почтовым отправлением. |
Поручение Ростехнадзора от 02.04.2020 N ПЧ-8 "О мерах по обеспечению безопасной работы предприятий в условиях реализации мер по предотвращению распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции",
дата размещения документа - 02.04.2020,
источник публикации - (http://gosnadzor.ru/covid-19/1_%D0%9F%D1%87-8%20%D0%BE%D1%82%2002.04.2020.pdf) |
В целях реализации поручения Заместителя Председателя Правительства РФ от 1 апреля 2020 года N ЮБ-П9-2582кв руководителям территориальных органов Ростехнадзора:
1. Довести до поднадзорных организаций, в первую очередь осуществляющих непрерывный производственный процесс, утвержденные МЧС России "Временные Методические рекомендации по обеспечению защищенности критически важных объектов в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19".
Обратить внимание руководителей организаций на необходимость обеспечения эффективного производственного контроля в условиях принимаемых мер, а также необходимость планирования мер по обеспечению непрерывного производственного процесса и требований по безопасности на соответствующих критически важных объектах в случае выявления коронавирусной инфекции у персонала.
2. Организовать мониторинг выполнения Рекомендаций на объектах повышенной опасности, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Временные методические рекомендации по обеспечению защищенности критически важных объектов в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19, разработанные МЧС России размещены на сайте Ростехнадзора (http://gosnadzor.ru/news/66/3057/) |
Информация Ростехнадзора "О приеме заявительных документов",
дата размещения документа - 31.03.2020,
источник публикации - http://gosnadzor.ru/news/64/3043/ |
В целях наращивания усилий по снижению риска распространения коронавирусной инфекции, в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и введением режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации Ростехнадзором в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года приостановлен прием заявительных документов и оказание государственных услуг с учетом установленного режима нерабочей недели.
Все заявительные документы и обязательная отчетность могут быть направлены в форме электронных документов, соответствующих установленным требованиям, либо почтовым отправлением.
Предоставление государственных услуг, срок оказания которых исчисляется в рабочих днях, переносится с периода с 30 марта 2020 г. по 3 апреля 2020 г. на период с 6 апреля по 10 апреля 2020 г. соответственно. |
Информация Ростехнадзора "Об изменении режима работы окна приема входящей корреспонденции",
дата размещения документа - 29.03.2020,
источник публикации - http://gosnadzor.ru/news/64/3041/ |
В рамках решений Координационного совета при Правительстве Российской Федерации, в целях сокращения рисков заражения коронавирусной инфекцией информируем о сокращении режима работы окна приема входящей корреспонденции, поступающей посредством курьерской службы (за исключением входящей корреспонденции, относящейся к организации предоставления государственных услуг).
Прием корреспонденции будет производиться с 10.00 до 13.00 в рабочие дни.
При посещении учреждений Ростехнадзора просим следовать рекомендациям Министерства здравоохранения (https://www.rosminzdrav.ru/ministry/covid19) и Роспотребнадзора (https://rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/punkt.php) и максимально соблюдать рекомендованные дистанцию и правила гигиены.
Пренебрежение рекомендациями может стать основанием для отказа в приеме.
О возобновлении стандартного режима работы будет сообщено дополнительно.
В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции просим максимально использовать каналы направления информации в электронном виде. |
Информация Ростехнадзора "О приостановке назначения проверок",
дата размещения документа 0 25.03.2020,
источник публикации - http://gosnadzor.ru/news/66/3053/ |
В соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина N ММ-П36-1945 от 18.03.2020, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Алексей Алешин 18 марта 2020 года приостановил до 1 мая 2020 года назначения проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за исключением внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий и иных документов разрешительного характера. |